Меню сайта

Войти/Регистрация
Логин:
Пароль:

Информеры
Погода Харькове » Украина

Историко-географический очерк

Харьков - один из исторических городов Украины, входит в состав Лиги исторических городов. Его основание относится к середине XVII ст., но еще в 7-8 веках в современной черте города находился укрепленный форпост Киевской Руси - город Донец (известный и по летописям, и по "Слову о полку Игоревом").
     Историческое наследие города включает в себя большее число памятников разных веков. Особенно богат город архитектурными достопримечательностями ХІХ-ХХв.в., но имеются выдающиеся сооружения и более раннего периода (Покровский и Успенский соборы, старое здание университета и др.). Наиболее полно представлено два направления - модерн и конструктивизм. В Харькове находятся 7 государственных музеев (исторический, художественный, природы при Национальном университете, литературы и др.). Десятки музеев созданы на общественных началах. Среди памятников монументальной архитектуры привлекают к себе внимание один из лучших памятников Т.Г. Шевченко, памятник В.Н. Каразину и др.
     К числу культурного наследия города относятся библиотеки и другие книжные и архивные собрания. Среди них фундаментальная библиотека им. В.Г. Короленко (одна из крупнейших в Украине) и библиотека Харьковского национального университета.
     Немалую историко-архитектурную ценность представляют сады и парки (среди них старейший в Украине университетский ботанический сад, Лесопарк, комплекс Мемориала Славы).
     С Харьковом связаны жизнь и деятельность многих выдающихся деятелей украинской и российской культуры (Г.С. Сковороды, Х.Д. Алчевской, А.С. Макаренко, И.И. Мечникова, Н.В. Лысенко и др.). Имеются мемориальные квартиры, на многих зданиях имеются мемориальные и памятные доски.
     Значительный интерес представляют памятники технической мысли (старейшая в Украине обсерватория и др.).
     По числу памятников, памятников искусства, другим достопримечательностям Харьков занимает второе после Киева место в Украине, в его музеях хранятся сотни тысяч документальных материалов прошлого, в том числе уникальные, имеющие общенациональное значение.

 

ХАРЬКОВ дорогами столетий

 

      История города насчитывает более 350 лет, начиная с давних времен, когда Харьков существовал как приграничная город-крепость для защиты южных границ России от татар.
     Выгодное географическое положение на пересечении торговых путей из Москвы и Петербурга к Киеву, Крыму, на Кавказ, осуществление торговых связей со странами Западной Европы, Ближнего Востока, Балканского полуострова содействовали преобразованию города в большой промышленно-торговый центр, товарооборот которого представлял почти половину товарооборота всей Украины.
     Экономическое развитие Харьковского региона стало подпочвой для формирования культурного, научного и просветительного центра на Востоке Украины. В стенах Харьковского коллегиума, где преподавал выдающийся украинский философ и поэт Г.С.Сковорода, учились доктор медицины и хирургии И.И.Базилевич, талантливый мастер перевода, поэт, библиотекарь Императорской публичной библиотеки Н.И.Гнедич - известный переводом на русский язык "Иллиады" Гомера, физик В.В.Петров, историк М.Т.Каченовский, медик Е.Й.Мухин. Выпускниками Харьковского коллегиума были профессор Московского университета, выдающийся исследователь природы И.А.Двигубский и первый профессиональный харьковский архитектор П.А.Ярославский, который работая в должности губернского архитектора почти 30 лет посвятил планомерной застройке города. Выпускники коллегиума стали первыми студентами Харьковского университета, основанного 17 января 1805 года по инициативе известного научного работника и общественного деятеля В.Н.Каразина. Среди его воспитанников - математик М.В.Остроградский, биолог И.И.Мечников, историк М.И.Костомаров, композитор Н.В.Лысенко, писатель и драматург М.П.Старицкий, художник Г.И.Семирадский.
     В университете преподавали основатель физической химии М.М. Бекетов, математик В.А.Стеклов, филологи А.А.Потебня и И.И.Срезневский, историк Д.И.Багалий и многие другие.
     В конце XIX столетие открытие Курско-Харьковско-Азовской железной дороги (1869 г.), установление прямой связи между промышленными севером и югом оказывали содействие бурному развитию промышленности.
     В городе были основаны большие заводы: чугунолитейный Шиманского (1870 г.), сельскохозяйственных машин Мельгозе (1873 г.), машиностроительный Бельке и Ремизовой (1878 г.), сельскохозяйственных машин Гельферих Саде (1882 г.), паровозостроительный Российского паровозостроительного и механического акционерного товарищества (1895 г.). С 1871 по 1899 год количество промышленных предприятий возросло с 79 до 259, а предприятий машиностроения и металлообработки с 12 до 59.
     Наращивание объемов промышленности и торговли вызвали необходимость организации и концентрации кредитных средств. В Харькове открываются разнообразные финансовые учреждения. Харьковский Земельный банк - первое учреждение среди 10 акционерных земельных банков России - начал работу в 1871 года. Самый лучший муниципальный банк дореволюционной России - Харьковский городской общественный купеческий банк - был основан на средства общины.
     В начале XX столетия город превратился на финансово-коммерческий центр, где кроме банков, были сосредоточены отделения международных, кредитных и страховых товариществ, работал ломбард, конторы самых больших в России синдикатов "Продамет", "Продуголь".
     Быстрый рост промышленности и торговли, железнодорожное строительство, развитие науки и культуры оказывали содействие становлению градостроительного искусства в Харькове. Тяжело переоценить взнос архитекторов Е.А.Васильева, А.А.Тона, К.А.Толкунова, М.И.Ловцова, А.Н.Бекетова, которые много сделали для строительства, упорядочения и благоустройства Харькова, сооружены уникальные здания, которые придали нашему городу неповторимость и своеобразную красоту.
     В 1917 году Харьков занимал территорию около 10 тыс. га, на которой проживало почти 400 тыс. чел. населения.
     Советскую власть на Харьковщине в декабре 1917 года провозгласил первый Всеукраинский съезд Советов. Наш город был столицей Украины до 1934 года.
     В начале 20-х годов были отстроены почти все промышленные предприятия региона, разрушенные в годы революции и гражданской войны.
     Голодомор 30-х годов опустошил села области, смертность населения выросла в четыре-одиннадцать раз. Те, кто выжил, искали работу в городе, что дало новый толчок развитию экономики Харькова.
      В 30-е годы возрождались старые промышленные предприятия, сооружались новые гиганты индустрии: тракторный, станкостроительный, подшипниковый, турбогенераторный и другие заводы.
     В 1940 году в Харькове функционировало 1200 предприятий, на которых работало свыше 300 тыс. чел. Объем промышленной продукции в 12 раз превышал уровень 1913 года и составлял 40 % объема продукции всей машиностроительной промышленности Украины.
     Быстрыми темпами развивалось строительство, был сооруженный новый центр города с одной из самых больших площадей в мире - им. Дзержинского (ныне площадь Свободы), с первыми в стране сооружениями Госпрома и Дома проектов. Харьков тогда был вторым по величине городом Украины и четвертым в СССР, самым большим транспортным узлом Востока Европы, одним из ведущих научных и культурных центров. К началу войны в нашем городе было сконцентрировано 70 научно-исследовательских, проектных институтов, конструкторских бюро и лабораторий различного профиля. Институт "Гипросталь" был генеральным проектировщиком 45 металлургических заводов. С этим институтом связано создание первых советских блюмингов "1150", установленных на металлургических заводах в Макеевке и Днепродзержинске. В физико-техническом институте АН ССР впервые в СССР была осуществлена реакция расщепления атомного ядра, получены редкие гелий и водород, построен электростатический генератор.
     В 1925 году начал свою работу Харьковский оперный театр, в 1926 году - переехал из Киева украинский драматический театр "Березиль", в 1929 году - открыт первый на Украине театр музыкальной комедии, в 1933 - государственный российский драматический театр, в 1939 - театр кукол.
     В городе работали известные деятели мировой и украинской науки и культуры: Б.И.Веркин, Л.Д.Ландау, Н.П.Барабашов, Н.С.Самокиш, Лесь Курбас, Н.М.Ужвий, А.М.Бучма и многие другие.
     В послереволюционный период до 1939 г. население Харькова удвоилось и составляло 833 тыс. чел.
     Более 400 тысяч харьковчан бились на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, две трети из них погибли. За неполные два года оккупации город был превращен фашистскими захватчиками в руины. Почти полностью уничтожено 500 промышленных предприятий, разрушен железнодорожный узел, электростанции, телеграфная и телефонная связь, коммунальное хозяйство, 1600 тыс. кв. м. жилого фонда, сожжены и разворованы все учебные, культурно-просветительские, медицинские и детские учреждения. Много прекрасных зданий центральной части Харькова так и не удалось восстановить.
     Возрождение города началось после его освобождения 23 августа 1943 года, и уже в 1948 году промышленность Харькова достигла довоенного уровня выпуска продукции. Вместе с тем строились и новые предприятия.
     До 1956 года Харьков снова стал наибольшим машиностроительным центром Украины. Значительные роботы были проведенные на Харьковском железнодорожном узле, который по своему техническому оснащению и грузовым оборотам занимал одно из первых мест в СССР.
     Внедрение промышленных методов, крупноблочного и панельного строительства позволили значительно увеличить объемы строительства жилья. В 1950-1960 годах в Харькове строятся большие жилые массивы Павлового Поля, Селекционной станции и Орджоникидзевского района, а в 1970-1980 годах - Салтовки и Алексеевки, Рогани и Холодной горы.
     Через 32 года после освобождения нашего города, 23 августа 1975 года начал свою работу Харьковский метрополитен - второй по величине в Украине. В настоящее время наш метрополитен состоит из 26 станций на трех линиях длиной 33 км. В минувшем году объем услуг метрополитена составлял свыше 50 % от общего объема транспортных услуг, а количество перевезенных пассажиров - соответственно треть от общего объема пассажирских перевозок.
     Город занимает площадь 305,6 кв. км. и разделен на 9 административных районов. Численность населения составляет 1,5 млн. чел. (на 01.01.2000 г. - 1500,4 тыс. чел.), а районы Харькова соответствуют по количеству жителей небольшим городам (от 100 до 300 тысяч).
     Сегодня Харьков - это один из наиболее развитых промышленных центров Украины, где ведущую роль играют предприятия машиностроения и металлообработки, энергетики и военно-промышленного комплекса, что определено его мощным научно-техническим потенциалом, широко разветвленной сетью высших, средних, специальных и общеобразовательных учебных учреждений.
     В городе расположено 380 промышленных предприятий, на которых работают свыше 150 тыс. человек. По выпуску промышленной продукции Харьков занимает шестое место среди 25 областных центров по общим объемом и третье - по объемам розничного товарооборота. В структуре промышленного производства преобладают машиностроение и металлообработка (45,7 % объема промышленной продукции города), пищевая промышленность (22,4 %), электроэнергетика (8,7 %), топливная (7,5 %) и медицинская промышленности (4,2 %). Общий объем выпуска промышленной продукции в 1999 г. составил 4 млрд. грн. (за 9 месяцев 2000 г. - 4,8 млрд. грн.). На предприятиях города сосредоточено все существующее в Украине производство паровых турбин, 60 % тракторов, 55 % - подшипников качения, почти половина станков с числовым программным управлением и больших электромашин и др.
     Одним из приоритетов экономики города является развитие сельскохозяйственного машиностроения. В городе сконцентрирован мощный тракторостроительный комплекс, в который входят такие предприятия, как ОАТ "Харьковский тракторный завод", ОАТ "Харьковский завод самоходных шасси", ОАТ "Серп и молот", ОАТ "Харьковский завод тракторных двигателей".
     Широко известно за пределами Украины и энергетическое оборудование с харьковской маркой: паровые, гидравлические и газовые турбины производства ВАТ "Турбоатом", тяжелое энергетическое оснащение - ГП "Электротяжмаш", чьи тяговые двигатели и контакторы установлены на первый отечественный грузовой магистральный электровоз ДЕ-1.
      На Харьковском авиационном производственном предприятии начато серийное производство нового пассажирского самолета АН, который отлично себя зарекомендовал на международных авиасалонах.
     Большой вклад внесли харьковчане и в ракетостроение и освоение космоса. Созданные учеными города уникальные системы управления ракетоносителей и космических аппаратов, несколько поколений ракетных комплексов, стали основой национальной космической программы.
     За годы независимости в Харькове расширилось производство товаров сферы потребления, темпы прироста которых в несколько раз превышают темпы выпуска промышленной продукции.
     Дальнейшее развитие медицинской промышленности (включая фармакологическую) в Харькове происходит путем концентрации научно-исследовательского и промышленного потенциала, который занимается исследованием, разработкой научно-технической документации, внедрением и производством лечебных препаратов. В его состав входят: Государственный научный центр лечебных препаратов (ГНЦЛП), Национальная фармацевтическая академия Украины, 10 научно-исследовательских институтов медицинского профиля, 6 предприятий и объединений ("Здоровье", "Биолик", "Исследовательский завод ГНЦЛП", "Стома", "Здоровье народа" и др). Предприятиями области вырабатываются свыше 300 наименований лечебных препаратов (в 11 лечебных формах по 24 фармакотерапевтическим группам), более 20 диагностических препаратов, ветеринарные препараты, клапанные системы, зубопротезные материалы и тому подобное. По концентрации предприятий и количеству фармакологических препаратов, которое вырабатываются на заводах-производителях, Харьковский регион является вторым после Киевского, а по ряду групп - первым. Продукция Харьковских заводов по ассортименту препаратов представляет около 30 % медикаментов, которые вырабатываются на Украине, а по некоторым видам продукции (вакцины, сыворотки) - единственное отечественное предприятие.
     Ведущее место среди предприятий пищевой промышленности занимает Харьковская бисквитная фабрика, чья продукция изготовлена по новыми технологиям и отмечается высоким качеством, вкусом и ярким разноцветным оформлением упаковки. Значительным спросом пользуется продукция Харьковского жирового комбината, где, кроме традиционных видов продукции, освоен выпуск дезодорированного масла в расфасовке, качественные характеристики которого лучше импортных аналогов.
     Инвестиции в основный капитал города в минувшем году составляли 350,2 млн. грн., в том числе 57,1 млн. грн. (или 16,3 % от общего объема) - в жилищное строительство. За 9 последних лет жилищное строительство в городе сократилось более, чем в три раза. По данным статистики, Харьков находится на 10 месте среди областных центров страны по величине капитальных вложений в экономику города. Удельный вес инвестиций в основный капитал за счет средств Государственного бюджета по Харькову в 1999 г. составил 0,5 %. Недостаток местных средств предопределил сокращение объемов и замедление темпов строительства объектов социальной сферы. За последние годы введен в эксплуатацию комплекс на Салтовке пристроек к средней школе № 172 (актовый и гимнастический залы, 1996 г., плавательный бассейн с гимнастическим залом, 1998 г.); к средней школе № 10 на Кузнечной (хореографический и спортивный залы, 1996 г.).
     Благодаря удобному географическому положению город в течение столетий наращивал экономическую мощь и развивал транспортную систему коммуникаций. На сегодня в городе расположены три больших железнодорожных вокзала, международный аэропорт и пять автобусных станций, через которые проходит транспортная связь с населенными пунктами Украины, ближнего и далекого зарубежья.
     Высокая концентрация научных и учебных заведений в городе оказывает содействие дальнейшему распространению знаний и использованию их на всех направлениях деятельности человека. Харьковские научные школы фундаментальных исследований - ведущие в областях физики твердого тела, криобиологии и криомедицины, производства кристаллов, физики низких температур, генетики и селекции широко известные миру.
     Подготовку свыше 180 тысяч будущих специалистов в различных областях знаний осуществляют 69 высших учебных заведений всех уровней аккредитации, среди которых 7 академий, 14 университетов и 14 институтов.
     Харьков - большой культурный центр Украины. В городе работают 6 театров, филармония, кино-концертные залы, цирк, много музеев и библиотек (фонды Государственной научной библиотеки им.В.Короленко содержат свыше 6,5 млн. книг).
     В городе созданы все условия для спортивных занятий и воспитания будущих мастеров спорта. Работают 19 стадионов, 850 спортивных площадок, 363 спортивных зала, свыше 40 теннисных кортов, 19 плавательных бассейнов.
     В историю Олимпийского движения навсегда вошли имена двукратных олимпийских чемпионов Рустама Шарипова (спортивная гимнастика), Людмилы Джигаловой (легкая атлетика), Юрия Поярковая (волейбол), олимпийских чемпионов Марии Гороховськой (спортивная гимнастика), Игоря Рыбака (тяжелая атлетика), Василия Матушевича, Юрия Венгеровского (волейбол), Алексея Баркалова (водное поло), Игоря Целовальника, Владимира Мовчана (велоспорт на треке), Яны Клочковой (плавание).

 

 Географическая справка

 

Харьков расположен в северо-восточной части Украины.

Город расположен на южных отрогах Среднерусской возвышенности. Отметка высот в среднем 200 метров над уровнем моря.

Главные водные артерии города - реки

  • Харьков (~14,5 км в черте города),
  • Лопань (~17 км в черте города),
  • Уды (~10,5 км в черте города),
  • Немышля (~9 км в черте города).
    Они относятся к бассейну Дона. Общая площадь водных объектов города (включая водные объекты промышленного назначения) - 528,4 га (5,3 км2)

    Городская черта по периметру составляет 133,7 км.

    Харьков граничит с Дергачевским (Мало-Даниловский поселковый, Солоницевский поселковый, Черкасско-Лозовской сельский советы) и Харьковским (Циркуновский сельский, Кулиничевский поселковый, Роганский поселковый, Пономаренковский сельский, Безлюдовский поселковый, Бабаевский поселковый, Высочанский поселковый, Песочинский поселковый советы) районами Харьковской области.

    Протяженность Харькова:
  • с севера на юг - 24,3 км
  • с запада на восток - 25,2 км

    Город поделен на 9 административных районов

    1 Дзержинский район 4418 га 44,2 км2
    2 Киевский район 4569 га 45,7 км2
    3 Московский район 2401 га 24 км2
    4 Фрунзенский район 2229 га 22,3 км2
    5 Коминтерновский район 2434 га 24,3 км2
    6 Червонозаводский район 4532 га 45,3 км2
    7 Октябрьский район 3471 га 34,7 км2
    8 Орджоникидзевский район 3339 га 33,4 км2
    9 Ленинский район 3211 га 32,1 км2
    г. Харьков 30604 га 306 км2
Наш баннер


Получить наш баннер себе на сайт





Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пользователи посетившие наш сайт:


Друзья сайта
Официальный сайт экологического клуба
www.ats.d6team.pl
papertrolley.ucoz.ru - Бумажный троллейбус
Скрипты для uCoze, шаблоны для uCoze, выполнение uCoze сайтов на заказ
Все для uCoz. proucoz.com


При копировании и цитировании материалов с этого сайта активная ссылка на него обязательна!