Харьковский трамвай в истории
Харьковский электрический трамвай был открыт 3 июля 1906 года с шириной колеи ровно 1 метр. С самого начала принадлежал и эксплуатировался городскими властями, что вызывало конфликты с частной бельгийской конкой, вплоть до драк между нанятыми людьми и рабочими, прокладывавшими трамвайные линии.
Первая линия проходила от Балашовского вокзала по Петинской, Змиевской, Нетеченской улицам, Подольскому мосту, Подольскому и Костюринскому переулкам до Павловской площади. Столь странная конфигурация была выбрана потому, что по договору с бельгийцами, эксплуатирующими в то время конку, трамвайные рельсы не должны пересекать конные. Конка в то время оккупировала главный радиус города «Вокзал — Павловская Площадь — Конный рынок». Постепенно трамвайные рельсы появлялись на других улицах города, при этом дело не обошлось без стычки с полицией и представителями «Бельгийского общества». К 1914 году в городе существовало 6 трамванйых маршрутов и два депо.
В 1927—1930 годах была произведена перешивка полотна с узкой колеи 1000 мм на широкую 1524 мм. Часть вагонов в 1930—1931 годах поступила для эксплуатации в трамвайную систему Владикавказа. В это же время часть линий была перенесена, а участок по улице Муранова демонтирован. Территория Петинского депо отдана автобусному парку, в то же время открыто новое Коминтерновское депо и Вагоноремонтные мастерские (позже — ВАРЗ ХТТУ). В конце 20-х — начале 30-х годов строятся новые линии в районе Госпрома, на Холодную Гору (по улице Свердлова), в Померки, поселки ХТЗ и Артёма. Подвижной состав в 1930-е годы был унифицирован, преобладали моторные вагоны «Х» и прицепные «М», также работал 31 прицепной вагон «КП».
В послевоенные годы в Харькове появляются первые цельнометаллические вагоны МТВ-82 и КТМ-1/КТП-1. В 1950-е годы открыты ряд новых линий в отдаленные районы города — к Плиточному заводу, на Алексеевку, Журавлёвку, 1-й Салтовский поселок, поселок им. Герцена.
С 1961 года в Харьков массово поступают вагоны КТМ-2/КТП-2 и РВЗ-6. В 1962 открыто Октябрьское трамвайное депо. В 1967 год в город приходят первые чешские вагоны Tatra-T3, ставшие в дальнейшем основой подвижного состава харьковского трамвая (всего за период с 1967 по 1987 поставлено 735 вагонов), а в 1969 — их сочленённый вариант Tatra-K2. В 1975—1979 и 1991—1992 годах в Харьков также поступали вагоны КТМ-5.
В 1970-е происходит значительное расширение маршрутной сети за счет строительства новых линий на Салтовский жилмассив. Начато строительство Салтовского трамвайного депо (первая очередь сдана в 1982 году). В 1980-е построены новые линии на Алексеевку по проспекту Победы, по пробивке ул. Героев Труда (между ул. Академика Павлова и Журавлёвским гидропарком). Самыми новыми участками трамвайной сети на сегодняшний день являются линии по Новому мосту и пробивке улицы Красноармейкой, открытые в 1989 году. Тогда же были осуществлены последние крупные поставки подвижного состава — 55 вагонов Tatra-T6B5 (1988—1991 гг.) и 40 вагонов КТМ-5 (1991—1992 гг).
С 1991 года харьковский трамвай переживает затяжной кризис. За период с 1992 по 2006 год не было закуплено ни одного нового вагона и подвижной состав полностью выработал свой ресурс. Количество трамвайных вагонов уменьшилось более чем в два раза. Отменены некоторые трамвайные маршруты, демонтировано несколько линий, из которых наиболее ощутимыми для пассажиров стали потери линий по улицам Петровского (№ 5,11), Шевченко (№ 15) и Пушкинской (№ 5,7).
Татра Т3SU #3042 7-го маршрута на ул. Пушкинской (линия демонтирована весной 2009) | КТМ-19КТ #3107 7-го маршрута на ул. Веснина |
Tatra-T6B5 #4551 5-го маршрута на ул. Веснина |